Электронная торговля в следующем году – что ждет российских ритейлеров
Складские комплексы и распределительные центры
Knight Frank предполагает, что до конца текущего года сделок по недвижимости будет на 20% больше, чем в 2019 году и объем их составит 700 000 м2.
Источник: Knight Frank Research, 2020
Основной спрос на складские площади в 2020 году проявили продуктовый ретейл (30%), электронная коммерция (26%), логистические компании (33%) – сообщает JLL.
Эксперты говорят о недостаточном обеспечении складскими площадями регионов страны, особенно в городах-миллионниках. Почти половину всех арендаторов складов составляют маркетплейсы, фулфилмент-операторы и онлайн-ритейлеры.
В 3 квартале 2020 года объем сделок по складской недвижимости был на 86% больше аналогичных показателей прошлого года и составил 418 000 м2. По прогнозам экспертов к концу года эта цифра может дорасти до 800 000 м2.
Малоформатные магазины
В это же время идет тренд на сокращение магазинных площадей. Специалисты PwC прогнозирует сокращение средней площади как магазинов, так и торговых центров в ближайшее десятилетие. Высвободится около 9% московских торговых площадей, которые потребуют реорганизации или смены предназначения.
Dark Store
Быстро развивающийся формат дарксторов позволяет обеспечить и широкий ассортимент и быструю доставку, сокращение цикла всех операций обеспечивает максимальную свежесть продуктов. Еще недавно этот формат ввёл Перекресток, а сегодня дарксторы имеют все ведущие сети.
Логистические сети
Российские ритейлеры уверенно идут в регионы, а за ними появляются новые логистические сети. Сбербанк уже анонсировал строительство собственной почтовой системы с отделениями, «центрами посылок».
Постаматы
Постаматы выходят на новый уровень – хотя бы 1 раз забирали покупку из постаматов 30-35% российских онлайн-покупателей. Конкуренция становится всё жестче, уже сегодня основные выгодные локации заняты и сети ищут новые типы мест для установки. На западе уже популярна установка постаматов около жилых домов. В России тестируется установка постаматов в крупных жилых комплексах.
Бесконтактная экспресс-доставка
Сегодня клиенту уже недостаточно сервиса интервальной доставки на следующий день, всё больше покупателей отдает приоритет экспресс-доставке в течение 15-30 минут. Причем ввиду сложившихся обстоятельств она должна быть бесконтактной – спрос на нее сегодня около 70%
Маркетинг
Коронавирус изменил не только правила доставки, но и весь маркетинг онлайн-продаж: в онлайне появилось большое количество покупателей без опыта шопинга в сети. Во время карантина ритейлеры получили большое количество новых покупателей, а сейчас нуждаются в ретаргете, активном стимулировании повторных покупок и продевании LifeTime клиента.
Фокус маркетологов во многом на поколении X – это люди 45-54 лет, платежеспособные, но не искушенные в онлайн-шоппинге. Их расходы растут, сейчас доля поколения Х превышает 15%, а в 2019 году впервые превысила долю поколения Z (0-24 года) – по данным Яндекс.Маркета.
Удаленка
После карантина стало ясно, что большинство сотрудников могут эффективно работать и на удаленке. Ритейлерам пришло время вкладываться в облачные системы и развитие IT для эффективной работы в условиях локдауна.