for cooperation
for recipients of parcels

Что заказывают россияне в интернете чаще всего

аналитика
29.01.2021
Транспортная компания ПЭК выяснила, какие категории товаров чаще всего заказывали соотечественники в прошлом году. Так, лидером стала категория «мода», по сравнению с 2019 годом ее доля выросла в 6 раз. Специалисты компании полагают, что основной причиной этого стал первый карантин, когда магазины одежды были полностью закрыты, а маркетплейсы улучшили функционал.
Доставка в пункты выдачи теряет привлекательность - безопасность и здоровье оказалось важнее экономии.

Второй по росту стала категория «мебель и отделочные материалы» - если к концу позапрошлого года заказывали доставку мебели 8,42% клиентов ПЭК, то к концу прошлого более 14% клиентов, рост категории составил 5,61%.  Вынужденная самоизоляция для многих россиян послужила поводом начать долго откладываемый ремонт или завершить старый.

Так же на это может указывать и рост продаж бытовой техники в течение 2020 года: с 15,9% в начале года до 16,48% в конце. Рост подстегнули и регулярные промоакции 1+1, проводимые ритейлерами.

Но активнее всего вырос спрос на саму услугу курьерской доставки: так, по данным ПЭК, к концу 2020 года 90% клиентов выбирали курьерскую доставку и только 10% самовывоз. Еще в конце позапрошлого года статистика выглядела иначе: на ПВЗ приходилось 14% заказов, а на курьеров 85,3%. В декабре 2020 года из ПВЗ забрали лишь 9,63% заказов. Эксперты компании считают, что эта тенденция сохранится и в текущем году.

Тем временем не все эксперты рынка согласны с такими выводами. Матвей Козловский, соучредитель и директор по развитию В2СPL, прокомментировал данные ПЭК:

"Вообще оценивать тенденции на рынке по данным одной компании - дело неблагодарное. Слишком велико влияние структуры конкретного клиентского портфеля на начало и конец года, такие данные нельзя назвать репрезентативными.

Например, в начале 2020 года мы делали доставку продуктов питания клиентам Ашана, а летом ритейлер поменял схему работы и стал доставлять продукты своими курьерами. Таким образом, доля доставки продуктов питания внутри нашей компании в прошлом году сократилась, при том что на рынке этот сегмент вырос в 40 с лишним раз.

Конечно, пандемия и локдаун существенно повлияли на рынок электронной коммерции - и закрытие ПВЗ одно из самых важных изменений. Даже после того, как работа пунктов была восстановлена, востребованность такого типа доставки осталась на очень низком уровне - по сравнению с 2019 годом доля заказов на ПВЗ в наших доставках сократилась ровно на треть.

Что интересно - заказов, отправляющихся через Почту России стало еще меньше - падение в 2020 году по отношению к 2019 составило 55%. Объяснить это можно тем, что почтой традиционно пользуется более возрастное население, у которого максимальные показания к самозоляции.

Конечно, надо отдать должное курьерской доставке, всем компаниям-доставщикам и самим курьерам - без которых не только электронная коммерция пережила бы сильнейший удар в условиях эпидемии, но и многие миллионы жителей остались не только без новой одежды, книг или материалов для ремонта квартиры или дома - а элементарно без базовых FMCG-товаров и продуктов питания."