Исследование российского фулфилмента от Data Insight
Основные выводы, к которым пришли эксперты исследовательского агентства:
- Российский рынок фулфилмента растет: так, в прошлом году он составлял 65 миллионов отправлений и 15 миллиардов рублей, а к концу текущего года эти показатели достигнут 109 миллионов отправлений и 27,5 миллиардов рублей, соответственно.
- При этом количество отправлений выросло гораздо значительнее, чем выручка компаний. Средняя стоимость одного отправления уменьшилась на 30% по сравнению с позапрошлым годом и составила 220 р.
- Рост e-commerce в результате карантинных мер значительно повлиял и на рынок фулфилмента. Согласно индексу интернет-торговли Data Insight, в конце апреля количество заказов вернулось на уровень конца февраля, а объем заказов превысил этот уровень на 15%. В течение мая количество заказов превышало докарантинный уровень на 5-15% практически во все дни.
Что мы наблюдали. Обычно у нас начиная с мая и до сентября уменьшается общий объем хранения на складе. В силу объективных причин — время отпусков, люди меньше потребляют. В этом году была абсолютно противоположная тенденция. С середины апреля у нас был большой рост объемов хранения и увеличение количества заказов. При этом, как мы считаем, из-за снижения покупательской способности количество вложений в заказе в среднем уменьшилось. Также мы видели, что ассортимент у наших клиентов не расширялся. Это говорит о том, что люди покупали, но не рисковали заказывать новые товары. А предприниматели, соответственно, были не готовы закупать какой-то новый ассортимент.
Александр Бойко руководитель отдела продаж B2CPL
- Огромное влияние на весь рынок фулфилмента оказывают маркетплейсы: небольшие магазины всё чаще сотрудничают с маркетплейсами, развился рынок допуслуг, связанных с интеграцией в маркетплейсы.
- Набор стандартных услуг фулфилмента расширился и теперь включает в себя и доставку, а в трендах – работа с маркетплейсами.
Сейчас многие фулфилмент-операторы, кроме классического хранения, сборки заказов, предоставляют дополнительные услуги — колл-центр, разработку сайтов, фотографирование товаров, достаточно широкий перечень. Важно каждую услугу оказывать качественно. То есть можно предоставлять десять вариантов услуг, но если все они будут на троечку, то клиент не получит должного уровня обслуживания ни по одной услуге. Здесь нужно начинать либо с самого востребованного, либо с того, в чём есть экспертиза, либо очень грамотно подбирать конечный список услуг, на которые стоит тратить ресурсы. Всё зависит от ресурсов и целей самих операторов.
Александр Бойко руководитель отдела продаж B2CPL
- На рынке распространены 3 модели ценообразования: оплата за операции, пакетные тарифы, комиссия. Большинство фулфилмент-операторов используют комбинированные схемы оплаты: например, фикс с оплатой за операцию.
Если говорить про какую-то конкретику, то важно, например, не экономить на упаковке. Понятно, что на этапе согласования договора и перечня услуг заказчик хочет максимально низкую цену. Но тут нужно доверять фулфилмент-операторам. Они же знают, как товары доставляются и какие не приходят в виде возвратов, так что могут порекомендовать качественную упаковку. Да, это, может, будет дороже. Но для каких-то товаров подходит только упаковка в короб, а не в стрейч-пленку и не в крафт-бумагу. В итоге это обернется потерями — в виде товаров и отказов клиентов.
Александр Бойко руководитель отдела продаж B2CPL