Организация логистики интернет-магазинов
В этой статье мы поговорим о логистике для интернет-магазина. Мы расскажем о том, что включает в себя это понятие, и о том, какими путями вы можете пойти на каждом этапе.
Из чего состоит логистика?
Многие предприниматели понимают этот термин весьма упрощенно и считают, что в него входят работы по транспортировке товаров. На самом деле логистика предполагает контроль потоков ресурсов (в том числе информации и капиталов) и его оптимизацию, то есть уменьшение издержек, ускорение, улучшение.
Для того чтобы перейти к этапам, представим себе путь готового товара от производителя до клиента. Он будет выглядеть так:
1 |
2 |
3 |
|
|
|
Покупка товара у производителя или самостоятельное производство на собственных мощностях, доставка на склад или распределительный пункт. |
Размещение товара на складе, маркировка, хранение, транспортировка внутри компании. |
Покупка товара клиентом, доставка его в пункт выдачи, курьерскую службу, передача покупателю. |
Как можно увидеть, на каждом этапе присутствует один из синонимов слова «перемещение». Соответственно, на каждом этапе имеет места своя логистика. Из этого исходит и классификация. Принято выделять следующие виды логистики для интернет-магазина:
- закупочную;
- складскую;
- транспортную.
Поговорим о них более подробно.
Первый этап — закупочная логистика для интернет-магазина
Этот этап — один из наиболее ответственных для компании. По статистике, доверить организацию закупочной логистики для интернет-магазина подрядчикам готовы не более 10% предприятий на рынке. Еще перед этим компании необходимо провести исследование рынка;
- изучить потребности аудитории;
- выбрать товары, которые лучше всего закрывают их;
- изучить особенности текущего предложения своих или аналогичных продуктов;
- найти поставщиков и обеспечить выгодные условия сотрудничества.
Только после этого можно приступить к организации логистики интернет-магазина и наладить обмен информацией, процесс закупок и доставки товаров.
Обычно работа заказчиков и поставщиков выстраивается по одному из двух принципов:
1. Дропшиппинг.
Плюсы: нет расходов на складское хранение.
Минусы: проблемы с обменом информацией, доступностью и качеством товаров, а также с комплектацией заказа, если компания работает с несколькими поставщиками.
Данная схема предполагает следующую последовательность:
1. Клиент делает заказ.
2. Товар запрашивается у поставщика.
3. Заказ прибывает в распределительный центр.
4. Товар отправляется в службу доставки и далее клиенту.
Главный плюс такого подхода — возможность избежать затрат на складскую логистику. Сюда входит аренда и содержание помещений, задачи по оприходованию, размещению и хранению. Это достаточно большая статья расходов для любого бизнеса.
При этом у дропшиппинга есть ряд существенных минусов. В первую очередь это касается организации обмена информацией. Владелец интернет-магазина (или сотрудник компании) должен всегда иметь представление о том, сколько товара есть в наличии у производителя. В противном случае возможны ситуации, когда заказы приходится отменять или переносить, что негативно сказывается на репутации бизнеса, а значит, стоит вам потенциальных клиентов и прибыли.
Второй серьезный минус — организация доставки товара. Если ее организует производитель, то вы всегда будете в зависимом положении и рискуете в любой момент столкнуться с опозданиями. Если вы занимаетесь доставкой самостоятельно, на вас ложатся дополнительные расходы.
Третий недостаток — проблемы с качеством товара. Без поступления продукции на склад у вас практически не остается возможности проверить целостность или комплектацию заказа.
Помните, что если вы нашли «идеального» поставщика, который предоставляет актуальную информацию, оперативную доставку и высокое качество, вы не защищены от конкурентов. Велика вероятность, что в вашу нишу войдут конкуренты, а значит, вам придется работать в условиях борьбы. В этом случае ваша прибыль может серьезно уменьшиться.
2. Оптовые закупки
Плюсы: вы полностью контролируете наполнение складов и наличие товаров.
Минусы: вы несете убытки, связанные с организацией складской логистики для интернет-магазина. Кроме того, всегда существует риск, что товары на складе не удастся продать.
Это более традиционная схема сотрудничества, при которой вы покупаете крупную партию товаров, размещаете ее на своих складах и передаете в службу доставки после продажи. Главное преимущество такого подхода — возможность полностью контролировать работу своего магазина. Вы всегда знаете, сколько товара у вас осталось, поэтому можете приостановить продажу продукции, которой нет на складе.
Минус такого подхода — более высокие затраты. Вам необходимо содержать собственные склады (или арендовать их, но об этом позже), нести убытки в случае, если товар не продается, а также вкладывать больше средств в закупку крупных партий.
Оба этих варианта используются сегодня различными игроками рынка. При выборе между ними стоит учитывать ваш бюджет, репутацию поставщика и ваши собственные предпочтения.
Второй этап — складская логистика
На втором этапе предпринимателю необходимо:
- Организовать оприходование товара и размещение его на складе.
- Рассчитать затраты на доставку и хранение.
- Определить себестоимость товар.
- Вести учет наличия продукции на складе.
В данном случае основные затраты приходятся на складские помещения. У предпринимателя есть три варианта решения проблемы:
1. Собственные склады
Плюсы: полный контроль помещений и товаров.
Минусы: серьезные затраты на приобретение и содержание складов. Проблемы с масштабированием бизнеса: рост ведет к увеличению потребностей в складских площадях, а значит придется придется постоянно переезжать, что связано с крупными затратами.
Далеко не каждая компания может позволить себе крупную коммерческую недвижимость. Даже с учетом текущей ситуации в экономике спрос на нее остается высоким, а значит, и серьезного падения цен на нее ожидать не следует. Покупка собственного склада может нанести серьезный удар по бюджету компании, а без грамотно организованной работы эти расходы могут не окупиться.
С другой стороны, при таком подходе вы всегда можете контролировать собственный ассортимент. Подробнее об организации складского учета читайте в нашей статье. Вставить ссылку.
2. Аренда склада.
Плюсы: меньшие расходы, нет необходимости организовывать учет и другие работы.
Минусы: сложности с поиском места и выбором компании.
Аренда склада позволяет избежать покупки собственного помещения и связанных с ней расходов. Основная задача при таком подходе — выбрать надежного партнера.
При этом стоит учесть:
- вместимость и расположение складов;
- возможность работы с вашими товарами (например, хранения скоропортящихся продуктов);
- уровень организации складского учета (например, возможность доступа в «Личный кабинет» и отслеживания количества товаров);
- стоимость и условия сотрудничества.
Текущая ситуация в экономике существенно повлияла на данный рынок. Серьезно уменьшилась стоимость складских услуг, а в результате замедлилось введение новых мощностей.
Третий вариант решения проблемы — фулфилмент на аутсорсинге. О нем мы поговорим отдельно в конце статьи.
Третий этап — транспортная логистика
На данном этапе необходимо организовать доставку товаров до клиента. У компаний есть три основных варианта решения этой задачи:
1. Организовать собственные пункты выдачи.
Плюсы: доставка по меньшим тарифам.
Минусы: сложная организация и большие затраты на начальном этапе.
Небольшие компании могут ограничиться одним ПВЗ, который обычно располагается в одном здании с основным офисом. По мере расширения бизнеса можно открывать новые пункты в рамках города, области и, наконец, страны. На практике организация каждого ПВЗ предполагает аренду помещения и наем сотрудников, а значит, серьезных затрат времени и средств. В итоге вы получите целую сеть пунктов выдачи, оборудованных с учетом особенностей вашего бизнеса (например, с возможностью примерки одежды).
2. Собственная служба курьерской доставки
Плюсы: оперативная доставка и большой охват.
Минусы: высокие затраты на создание и содержание.
Данный вариант не подходит для малого бизнеса. Обычно к нему прибегают достаточно крупные компании, которые могут найти необходимое количество сотрудников и организовать их работу. При грамотном подходе вы получите собственную службу доставки, охватывающую один или несколько регионов. В результате у вас появится возможность оперативно доставлять заказы наиболее удобным для клиентов способом.
3. Аутсорсинг
Плюсы: никаких затрат на создание собственной службы, большой охват, полный контроль за доставкой
По статистике, отдавать доставку на аутсорсинг готовы порядка 40% компаний. Даже крупные компании сегодня отказываются от собственных пунктов выдачи и используют услуги сторонних фирм. Основная причина — низкие затраты, которые приемлемы даже для молодых интернет-магазинов. При грамотном выборе партнера предприниматель получает в распоряжение готовую и действующую инфраструктуру. О создании собственной службы компании начинают задумываться по мере роста бизнеса. Дело состоит, в престиже и имидже — по курьеру судят о компании.
Еще один важный момент — узкая специализация многих аутсорсинговых служб доставки. Некоторые компании работают исключительно с малогабаритными грузами, другие занимаются крупными товарами. Если в ассортименте вашего магазина представлены обе категории, вам нужно будет заказывать услуги нескольких аутсорсинговых служб или мириться с высокими тарифами.
Несколько слов о фулфилменте
Фулфилмент — это комплексная услуга, которая предполагает аутсорсинг складской и транспортной логистики. Заказать ее вы можете в компании B2CPL. Фулфилмент предполагает:
- забор товаров у клиента или организация их транспортировки на наши склады;
- размещение вашей продукции на складах;
- прием и обработку заказов. Получение данных из вашей CRM;
- комплектацию и доставку заказов;
- получение оплаты и передачу средств;
- работу с возвратами.
Благодаря данной услуге вы сможете делегировать большую часть организационных моментов компании с собственной развитой логистической сетью. В результате вы получаете:
- возможность доставки в 78 регионов России;
- выбор между курьерской доставкой и пунктами выдачи заказов, а также «Почтой России»;
- индивидуальный график перечисления вырученных средств с возможностью работы через сервис PimPay.
Для того, чтобы заказать услуги фулфилмента и узнать об условиях работы с B2CPL, свяжитесь с нами по телефону в Москве +7 (495) 781-4381 или оставьте заявку на сайте.