Вверх

Технологии в логистике

04 августа 2015

Интернет-магазины часто высказываются о плюсах и минусах логистики в России. Издание Rusbase решило собрать мнение экспертов отрасли – какие особенности рыночной ситуации в России влияют на логистику, в чем они видят недоставки в своей работе и какие процессы им бы хотелось изменить. 

Наш руководитель Матвей Козловский прокомментировал проблемные вопросы логистического рынка, такие как обработка возвратов, последняя миля, магистральная доставка, прием денег и инкассация. Он написал много и подробно, поэтому не все его комментарии вошли в статью, которую можно прочитать по ссылке.

Не вошедшие в материал выдержки - публикуем на нашем сайте.

Прежде чем говорить о проблемных вопросах, давайте определимся с терминами. Логистика в e-commerce – это организация перевозок товаров/посылок между поставщиками, продавцами (интернет-магазинами), сервисными провайдерами и покупателями. «Правильная» логистика, за которой все гонятся, в первую очередь, должна быть быстрой и дешевой, а во вторую – удобной и застрахованной от потерь или порчи. Так, все основные проблемы в логистике завязаны на эти четыре основных параметра.

Обработка возвратов.

По своей сути возвратная логистика – мало чем отличается от прямой. В точке А нужно что-то забрать и перевезти в пункт Б, сохранив вложение и правильно задокументировав все этапы для отчетности. Сейчас основной канал для отправки возвратов – это Почта России, со всеми ее недостатками, основными из которых являются долгие сроки, низкий процент доставки, негарантированная сохранность товара при перевозке. Решить эту проблему может предоставление такой услуги коммерческими компаниями экспресс-доставки. Вдвойне удобно для покупателя, когда он может осуществить возврат через ту же компанию, через которую он получал заказ. Возможность вернуть неподошедший товар в интернет-магазин, вызвав курьера или самостоятельно передав посылку в ближайший ПВЗ, дает альтернативу возвратам через Почту. Это быстро, возврат защищен специальной упаковкой (сейф-пакет), отправителю доступен информативный онлайн-трекинг и услуга колл-центра.

Наша компания предоставляет услугу  возврата для покупателей интернет-магазинов, для которых мы осуществляем доставку, однако мы хотим сделать ее стандартной для всех наших интернет-магазинов. 

Последняя миля

Под проблемами последней мили понимается слабый контроль и управляемость процессами по доставке в населенных пунктах за пределами двух столиц. То есть там, где относительная плотность заказов низкая, конкуренция доставщиков слабая и, как следствие, плохая дисциплина и организация доставки. Каждая компания эти проблемы решает самостоятельно, в рамках обязательств перед своими заказчиками и получателями. 

Самая важная технология, точнее подход к решению проблемы «последней мили» заключается в стандартизации доставочных процессов, выведение единой процедуры доставки независимо от населенного пункта, определение параметров качества, построение единой системы контроля доставки, доступной с разной детализацией данных для менеджмента службы доставки, заказчиков и получателей.

Магистральная перевозка в регионы

Есть набор компаний, которые предоставляют услуги магистральной перевозки отдельно авто, ж/д и авиа +комбинированные. Этот бизнес сформировался на базе перевозок коммерческих грузов еще до появления компаний электронной коммерции в России в том виде, в котором мы их знаем сейчас. Это бизнес характеризует закрытость, не гибкость, ядро бизнеса – в меньшей степени технологии, в большей степени разработка эффективных маршрутов, конкурентных тарифов, расширение зоны доставки.

Таким образом, внутри магистральной перевозки какие-то сторонние высокие технологии маловероятны, поэтому остается ждать позитивного движения от имеющихся операторов магистралки. 

Наложенный платеж и инкассация

Основная проблема наложки – сам факт ее существования. Уникальность России как рынка электронной коммерции в подавляющем проценте заказов с наложенным платежом (по разным сегментам товаров он колеблется в районе 90%). Такие потоки наличных средств привлекают внимание государства - цепочка транзакций от момента сбора наличных средств до передачи их магазину сложна, не мгновенна (по факту от нескольких дней/недели до нескольких недель) и рискованна. Оплата банковскими картами решает эти проблемы, но использование карт населением за пределами городов-миллионников ничтожно (в среднем две транзакции в месяц – поступление заработной платы и в  тот же день обналичивание всей суммы), да и в самих миллионниках процент использования при оплате полученного заказа редко достигает 10%.