по вопросам сотрудничества
для получателей посылок

Организация логистики интернет-магазинов

03.09.2020
Организация логистики интернет-магазина — это сложная и многогранная задача, справиться с которой под силу далеко не всем предпринимателям. От того, каким образом будет функционировать доставка товаров, напрямую зависит успех предприятия.
В этой статье мы поговорим о логистике для интернет-магазина. Мы расскажем о том, что включает в себя это понятие, и о том, какими путями вы можете пойти на каждом этапе.

Из чего состоит логистика?

Многие предприниматели понимают этот термин весьма упрощенно и считают, что в него входят работы по транспортировке товаров. На самом деле логистика предполагает контроль потоков ресурсов (в том числе информации и капиталов) и его оптимизацию, то есть уменьшение издержек, ускорение, улучшение. 

Для того чтобы перейти к этапам, представим себе путь готового товара от производителя до клиента. Он будет выглядеть так:

 

1

2

3

Покупка товара у производителя или самостоятельное производство на собственных мощностях, доставка на склад или распределительный пункт.

Размещение товара на складе, маркировка, хранение, транспортировка внутри компании.

Покупка товара клиентом, доставка его в пункт выдачи, курьерскую службу, передача покупателю.

Как можно увидеть, на каждом этапе присутствует один из синонимов слова «перемещение». Соответственно, на каждом этапе имеет места своя логистика. Из этого исходит и классификация. Принято выделять следующие виды логистики для интернет-магазина:

  • закупочную;
  • складскую;
  • транспортную.

Поговорим о них более подробно. 


 

Первый этап — закупочная логистика для интернет-магазина

Этот этап — один из наиболее ответственных для компании. По статистике, доверить организацию закупочной логистики для интернет-магазина подрядчикам готовы не более 10% предприятий на рынке. Еще перед этим компании необходимо провести исследование рынка;

  • изучить потребности аудитории;
  • выбрать товары, которые лучше всего закрывают их;
  • изучить особенности текущего предложения своих или аналогичных продуктов;
  • найти поставщиков и обеспечить выгодные условия сотрудничества.

Только после этого можно приступить к организации логистики интернет-магазина и наладить обмен информацией, процесс закупок и доставки товаров.

Обычно работа заказчиков и поставщиков выстраивается по одному из двух принципов:

1. Дропшиппинг. 

Плюсы: нет расходов на складское хранение.

Минусы: проблемы с обменом информацией, доступностью и качеством товаров, а также с комплектацией заказа, если компания работает с несколькими поставщиками. 

Данная схема предполагает следующую последовательность:

1. Клиент делает заказ.

2. Товар запрашивается у поставщика.

3. Заказ прибывает в распределительный центр.

4. Товар отправляется в службу доставки и далее клиенту. 

Главный плюс такого подхода — возможность избежать затрат на складскую логистику. Сюда входит аренда и содержание помещений, задачи по оприходованию, размещению и хранению. Это достаточно большая статья расходов для любого бизнеса. 

При этом у дропшиппинга есть ряд существенных минусов. В первую очередь это касается организации обмена информацией. Владелец интернет-магазина (или сотрудник компании) должен всегда иметь представление о том, сколько товара есть в наличии у производителя. В противном случае возможны ситуации, когда заказы приходится отменять или переносить, что негативно сказывается на репутации бизнеса, а значит, стоит вам потенциальных клиентов и прибыли. 

Второй серьезный минус — организация доставки товара. Если ее организует производитель, то вы всегда будете в зависимом положении и рискуете в любой момент столкнуться с опозданиями. Если вы занимаетесь доставкой самостоятельно, на вас ложатся дополнительные расходы. 

Третий недостаток — проблемы с качеством товара. Без поступления продукции на склад у вас практически не остается возможности проверить целостность или комплектацию заказа. 

Помните, что если вы нашли «идеального» поставщика, который предоставляет актуальную информацию, оперативную доставку и высокое качество, вы не защищены от конкурентов. Велика вероятность, что в вашу нишу войдут конкуренты, а значит, вам придется работать в условиях борьбы. В этом случае ваша прибыль может серьезно уменьшиться. 

 

2. Оптовые закупки

Плюсы: вы полностью контролируете наполнение складов и наличие товаров. 

Минусы: вы несете убытки, связанные с организацией складской логистики для интернет-магазина. Кроме того, всегда существует риск, что товары на складе не удастся продать. 

Это более традиционная схема сотрудничества, при которой вы покупаете крупную партию товаров, размещаете ее на своих складах и передаете в службу доставки после продажи. Главное преимущество такого подхода — возможность полностью контролировать работу своего магазина. Вы всегда знаете, сколько товара у вас осталось, поэтому можете приостановить продажу продукции, которой нет на складе. 

Минус такого подхода — более высокие затраты. Вам необходимо содержать собственные склады (или арендовать их, но об этом позже), нести убытки в случае, если товар не продается, а также вкладывать больше средств в закупку крупных партий. 

Оба этих варианта используются сегодня различными игроками рынка. При выборе между ними стоит учитывать ваш бюджет, репутацию поставщика и ваши собственные предпочтения. 

 

Второй этап — складская логистика

На втором этапе предпринимателю необходимо: 

  1. Организовать оприходование товара и размещение его на складе.
  2. Рассчитать затраты на доставку и хранение.
  3. Определить себестоимость товар.
  4. Вести учет наличия продукции на складе. 

В данном случае основные затраты приходятся на складские помещения. У предпринимателя есть три варианта решения проблемы:

1. Собственные склады

Плюсы: полный контроль помещений и товаров.

Минусы: серьезные затраты на приобретение и содержание складов. Проблемы с масштабированием бизнеса: рост ведет к увеличению потребностей в складских площадях, а значит придется придется постоянно переезжать, что связано с крупными затратами. 

Далеко не каждая компания может позволить себе крупную коммерческую недвижимость. Даже с учетом текущей ситуации в экономике спрос на нее остается высоким, а значит, и серьезного падения цен на нее ожидать не следует. Покупка собственного склада может нанести серьезный удар по бюджету компании, а без грамотно организованной работы эти расходы могут не окупиться. 

С другой стороны, при таком подходе вы всегда можете контролировать собственный ассортимент. Подробнее об организации складского учета читайте в нашей статье. Вставить ссылку. 

 

2. Аренда склада. 

Плюсы: меньшие расходы, нет необходимости организовывать учет и другие работы. 

Минусы: сложности с поиском места и выбором компании.

Аренда склада позволяет избежать покупки собственного помещения и связанных с ней расходов. Основная задача при таком подходе — выбрать надежного партнера. 

При этом стоит учесть:

  • вместимость и расположение складов;
  • возможность работы с вашими товарами (например, хранения скоропортящихся продуктов);
  • уровень организации складского учета (например, возможность доступа в «Личный кабинет» и отслеживания количества товаров);
  • стоимость и условия сотрудничества. 

Текущая ситуация в экономике существенно повлияла на данный рынок. Серьезно уменьшилась стоимость складских услуг, а в результате замедлилось введение новых мощностей. 
Третий вариант решения проблемы — фулфилмент на аутсорсинге. О нем мы поговорим отдельно в конце статьи.

 

Третий этап — транспортная логистика

На данном этапе необходимо организовать доставку товаров до клиента. У компаний есть три основных варианта решения этой задачи: 

1. Организовать собственные пункты выдачи.

Плюсы: доставка по меньшим тарифам.

Минусы: сложная организация и большие затраты на начальном этапе. 

Небольшие компании могут ограничиться одним ПВЗ, который обычно располагается в одном здании с основным офисом. По мере расширения бизнеса можно открывать новые пункты в рамках города, области и, наконец, страны. На практике организация каждого ПВЗ предполагает аренду помещения и наем сотрудников, а значит, серьезных затрат времени и средств. В итоге вы получите целую сеть пунктов выдачи, оборудованных с учетом особенностей вашего бизнеса (например, с возможностью примерки одежды).

 

2. Собственная служба курьерской доставки

Плюсы: оперативная доставка и большой охват. 

Минусы: высокие затраты на создание и содержание. 

Данный вариант не подходит для малого бизнеса. Обычно к нему прибегают достаточно крупные компании, которые могут найти необходимое количество сотрудников и организовать их работу. При грамотном подходе вы получите собственную службу доставки, охватывающую один или несколько регионов. В результате у вас появится возможность оперативно доставлять заказы наиболее удобным для клиентов способом. 

 

3. Аутсорсинг 

Плюсы: никаких затрат на создание собственной службы, большой охват, полный контроль за доставкой

По статистике, отдавать доставку на аутсорсинг готовы порядка 40% компаний. Даже крупные компании сегодня отказываются от собственных пунктов выдачи и используют услуги сторонних фирм. Основная причина — низкие затраты, которые приемлемы даже для молодых интернет-магазинов. При грамотном выборе партнера предприниматель получает в распоряжение готовую и действующую инфраструктуру. О создании собственной службы компании начинают задумываться по мере роста бизнеса. Дело состоит, в престиже и имидже — по курьеру судят о компании.  

Еще один важный момент — узкая специализация многих аутсорсинговых служб доставки. Некоторые компании работают исключительно с малогабаритными грузами, другие занимаются крупными товарами. Если в ассортименте вашего магазина представлены обе категории, вам нужно будет заказывать услуги нескольких аутсорсинговых служб или мириться с высокими тарифами.

 

Несколько слов о фулфилменте

Фулфилмент — это комплексная услуга, которая предполагает аутсорсинг складской и транспортной логистики. Заказать ее вы можете в компании B2CPL. Фулфилмент предполагает: 

  • забор товаров у клиента или организация их транспортировки на наши склады;
  • размещение вашей продукции на складах;
  • прием и обработку заказов. Получение данных из вашей CRM;
  • комплектацию и доставку заказов;
  • получение оплаты и передачу средств;
  • работу с возвратами. 

 

Благодаря данной услуге вы сможете делегировать большую часть организационных моментов компании с собственной развитой логистической сетью. В результате вы получаете:

  • возможность доставки в 78 регионов России;
  • выбор между курьерской доставкой и пунктами выдачи заказов, а также «Почтой России»;
  • индивидуальный график перечисления вырученных средств с возможностью работы через сервис PimPay. 

 

Для того, чтобы заказать услуги фулфилмента и узнать об условиях работы с B2CPL, свяжитесь с нами по телефону в Москве +7 (495) 781-4381 или оставьте заявку на сайте